Темп развития ИТ в банках должен стать еще выше

Tag: Интервью
Foto_Kuchinski

Наш собеседник – начальник главного управления информационных технологий Национального банка Республики Беларусь Владимир КУЧИНСКИЙ.

 
- Владимир Евгеньевич, в каком состоянии сегодня ИТ в банковской системе Беларуси, и каково состояние отечественного ИТ-рынка?

- Уровень автоматизации белорусских банков я оцениваю как достаточно высокий. Уровень развития ИТ-отрасли, поддерживающей развитие продуктов для банковской сферы, тоже в целом находится на высоком уровне. Любой запрос со стороны банков находит свой ответ со стороны ИТ-компаний. Задач, для которых не предлагалось бы ИТ-решений, практически нет.

- С одной стороны, вопросы ИТ – это дело каждого банка в отдельности. С другой стороны, все банки в совокупности представляют собой банковскую систему страны, и государство заинтересовано в развитии ИТ для развития этой системы. Как сочетать самостоятельность банков в ИТ и общегосударственные интересы?

- Наверное, ушло то время, когда каждый из банков работал в сфере ИТ совершенно самостоятельно. Сегодня банки довольно сильно взаимозависимы. Они закупают похожие ИТ-решения у ИТ-компаний, пользуются общей ИТ-инфраструктурой, например, системой ЕРИП. Поэтому им обязательно нужно налаживать взаимодействие в сфере ИТ. При этом ждать, что все сложные интеграционные вопросы решит, к примеру, Национальный банк, наверное, не правильно. Национальный банк в нашей стране многое берет на себя, но он не специализированная организация в области ИТ. На мой взгляд, для эффективного развития ИТ в банковской сфере целесообразно было бы сделать эту работу коллективной, создавать некие общественные комитеты, привлекать к выработке решений некоммерческие организации. Так, чтобы глобальные вопросы проходили всестороннюю проработку с участием независимых экспертов и представителей самих банков, и уже после этого предлагались к реализации в стране. Нужно искать совместные точки соприкосновения. Следует отметить, что определенные подвижки в этом направлении есть. Представители банков периодически в рамках различных мероприятий общаются между собой, порой даже возникают жаркие дискуссии. В частности, были такие обсуждения по теме банковской отчетности и по системам управления рисками. Но в итоге все-таки каждый банк самостоятельно решает для себя, что и как он делает. То есть до согласованных действий дело еще не доходит.

- А вообще возможно найти какие-то универсальные решения банковских задач?

- Возьмем, к примеру, систему управления рисками. Каждый из банков строит ее по своему усмотрению. В итоге, если завтра Национальный банк запросит информацию по каким-то составляющим, банки предоставят ее в режиме «разнобоя». Потому что у всех разные подходы, разная методология, разные принципы построения таких систем. Речь не идет о том, чтобы всех обязать внедрять однотипные системы, но каким-то образом привести их к «единому знаменателю» – необходимо.

- Не навязывать какой-то единый продукт, но в то же время ввести некие стандарты?

- Да. И начать эту работу целесообразно не с интерфейсов, а с более высокого уровня – с понятий. Чтобы мы хотя бы говорили друг с другом не на разных языках, а на общем.

- Не получится так, что в итоге ИТ будут задавать какие-то рамки банковскому бизнесу?

- Мы не должны формировать ИТ в отрыве от бизнеса. Если мы что-то создаем, должно быть хорошо понятно, для чего мы это создаем. Диктовать что-либо должен все-таки бизнес, а не ИТ. Но в то же время, с учетом новых достижений, ИТ-специалисты и со своей стороны также должны предлагать пути совершенствования бизнеса.

- На ваш взгляд, руководство белорусских банков обладает сегодня достаточной компетенцией, чтобы формулировать четкие и адекватные требования к ИТ? Или они мыслят «неайтишными» категориями?

- Руководитель банка может и не разбираться детально в ИТ. Для него важен бизнес-результат, а ИТ – инструмент достижения цели. Пока руководитель не «пощупает» ту или иную ИТ-систему в деле, наверное, он будет плохо представлять ее возможности. Но сейчас у белорусских банков основной спектр задач уже автоматизирован, так что у руководства накоплен значительный опыт. Кстати, этот опыт подталкивает периодически задавать ИТ-подразделениям вопрос: «Ребята, стоимость содержания ИТ у нас очень высокая, давайте вместе просчитывать, анализировать эту ситуацию». Чтобы этот вопрос звучал реже, ИТ-подразделениям банков нужно не «выбивать бюджеты», а выстраивать политику эффективного партнерства со всеми бизнес-подразделениями.

- Важная тематика – ИТ-аутсорсинг. Как вы считаете, в банковской сфере на современном этапе это вообще возможно?

- Чтобы не быть голословным, приведу конкретный пример Национального банка. Сегодня мы используем все: и инсорсинг, и аутсорсинг. В информационном ресурсе «Системы и технологии» зарегистрировано порядка четырехсот систем и технологий. Естественно, что полностью самостоятельно поддерживать все эти системы просто невозможно. Национальный банк в этом отношении для Республики Беларусь вообще уникальная организация. Это и госорган, и центральный банк страны, и банк, и хозяйствующий субъект, и электронный офис. Вся эта совокупность ролей по каждому направлению требует своей автоматизации. К примеру, у Национального банка есть свой музей. Поскольку музейные функции для нас не являются основными, нам нецелесообразно держать в штате собственных разработчиков систем автоматизации музейных функций. Нам выгоднее выбрать ту организацию, которая специализируется на разработке этих продуктов, и купить их. Есть и обратные примеры: существуют ИТ-продукты, которые уникальны и предназначены только для Национального банка Республики Беларусь. Их разработку не имеет особого смысла отдавать на аутсорсинг, поскольку сторонней организации все равно придется проделать по проекту такой же объем работы, что и самому Национальному банку. То есть придется решать задачу с нуля. При этом у нас к общему списку задач добавится еще необходимость организовать и сопровождать некие взаимоотношения с этой ИТ-компанией.

Аутсорсинг интересен тогда, когда аутсорсер может оказывать аналогичные услуги целому ряду клиентов. Тогда они получаются дешевле, плюс эффективно используется опыт тестирования. Ведь одно дело, когда мы «варимся в собственном соку» и учитываем лишь собственный опыт, и совсем другое, когда в развитии продукта/услуги учитывается опыт нескольких организаций. Тогда возникает синергетический эффект и это приносит пользу.

- Национальный банк официально является регулятором в банковской сфере. А в части ИТ для банков чем он сейчас является?

- В своей деятельности мы опираемся на два документа: Банковский кодекс и Устав Национального банка. В них четко прописаны функции Национального банка, в том числе связанные с ИТ. Национальный банк осуществляет методологическое регулирование применения информационных технологий, техническое нормирование и стандартизацию в банковской деятельности и организует сертификацию программно-технических средств в области банковских услуг и технологий.

- Что это означает на практике, и какой вы дальше видите политику Национального банка в отношении ИТ?

- Я поясню на примере создания единого расчетного информационного пространства. В самом начале этот проект в основном не был активно поддержан банками. Его пришлось, что называется, продвигать, в том числе постановлениями Правления Национального банка, и мы потратили много времени и усилий на то, чтобы убедить всех игроков рынка сотрудничать. Уговаривали, убеждали, но ни разу не заставили, используя так называемые административные рычаги, выполнять принимаемые постановления. Жизнь показала, что это правильный подход. Лучше всего убедить людей, и тогда они станут твоими помощниками. А принуждение только вызывает отторжение, которое не идет на пользу делу. Думаю, нам нужно и дальше стремиться следовать такому подходу.

- Какие направления ИТ вы считаете перспективными в банковской сфере?

- Прежде всего, развитие систем дистанционного банковского обслуживания. Об этом на форуме «БанкИТ» упоминала и Председатель Правления Национального банка Надежда Андреевна Ермакова. Граждане должны иметь максимальный доступ к банковским услугам через Интернет, мобильные устройства.

- Здесь еще не все реализовано?

- Всегда есть куда расти. К примеру, если у клиента на карточном счету присутствуют свободные средства, почему не предоставить ему возможность «одной кнопкой» перевести эту сумму на месячный депозит, а потом так же легко – вернуть обратно? Гражданину было бы удобно. И банки должны реализовывать такие вот удобные механизмы с целью продвигать свой бизнес ближе к населению.

- Какие еще ИТ-темы актуальны для банков?

- Нельзя внедрить ни одну информационную услугу, даже самую эффективную, если не будет обеспечен требуемый уровень непрерывности ее предоставления. Реалии сегодняшнего дня показывают, что наряду с имеющимися фактами технических отказов или аварий необходимо учитывать также высокую вероятность техногенных и природных катастроф и иных чрезвычайных ситуаций. Требуется миграция технологий от построения отказоустойчивых решений в сторону обеспечения катастрофоустойчивости.

Говоря в целом о направлении повышения качества предоставления ИТ-услуг, необходимо отметить, что среди белорусских банков получило широкое распространение применение рекомендаций ITSM.

Также актуально внедрение систем управления информационными ресурсами. В частности, БПС-Сбербанк сейчас создает целую компанию по сервис-деску, по управлению информационными ресурсами. Возможно, они смогут предлагать этот сервис и другим банкам.

- Какие еще вопросы могут выступить для банков объединяющим фактором?

- Здесь можно отталкиваться от того, с кем банки активно взаимодействуют. К примеру, все банки выстраивают взаимодействие с госорганами, различными государственными организациями. И финансовые учреждения, и сами госорганы заинтересованы в том, чтобы автоматизировать эти процессы. Например, при активной совместной работе Национального банка и ряда других банков мы создали систему электронного взаимодействия налоговых органов с банками страны. Разработчиком данной технологии выступил Расчетный центр Национального банка. Аналогичную инициативу можно реализовать и в других сегментах банковского взаимодействия. Предложения ИТ-компаний банковским сообществом приветствуются.

- Национальный банк готов оказать какую-то помощь, если ИТ-компания попросит о ней в таком проекте?

- Если ИТ-компания будет ставить своей целью только заработать денег с помощью подобного проекта и попытается использовать Национальный банк для «продавливания» нужного ей решения, тогда реакция на обращение будет негативная. А если речь будет идти о проекте, который действительно нужен всем, то почему не помочь?

- Вы привели интересный пример о сотрудничестве с Министерством по налогам и сборам. В то же время рядом с банками всегда стоит и сфера торговли. С Министерством торговли, с магазинами банкам удается выстроить эффективное ИТ-взаимодействие в интересах населения страны?

- Как говорится, есть желание, есть стремление, но не так все просто. Действительно, если бы банки и все торговые объекты страны были эффективно интегрированы с помощью ИТ, это принесло бы существенный синергетический эффект. Увы, сфера торговли в части ИТ отстает от банков. И дело не в том, что Министерство торговли какое-то плохое. Оно не плохое. Там много хороших специалистов, но они специалисты именно в своей области – в организации оптовой и розничной торговли, в логистике и т.д. Область ИТ для них не такая близкая, как для банков. То же самое можно сказать и про торговые субъекты хозяйствования. У многих из них компьютеры до сих пор используются для выполнения лишь простейших функций. Да, сейчас на руководящие посты приходят более современные руководители, которые знают настоящие возможности ИТ. Движение идет. Но идет медленно.

- То есть успехи развития ИТ в банковской сфере не могут быть использованы в полной мере из-за того, что остальная ИТ-инфраструктура страны отстает?

- Да, но чаще всего остальные сферы отстают не потому, что они не хотят развивать ИТ, а просто потому, что у них, в основном из-за больших объемов, не хватает на все сил и средств. Кроме того, важно не только создать в Беларуси современную инфраструктуру, сети нового поколения, центры обработки данных, но очень важно – на базе этой инфраструктуры начать строить то, что во всем мире называется цифровой экономикой, и что принесет стране и ее гражданам новые возможности. Это задача и для банковской системы. Успешное создание и внедрение эффективной политики и стратегии развития и применения информационных технологий зависит в первую очередь от понимания сути и сложности взаимозависимости факторов влияния – как положительных, так и отрицательных, – и способности идентифицировать те, которые играют решающую роль на нынешнем этапе развития банковской системы и страны в целом. Конкретно для банковской системы несомненно важными факторами являются экономическая целесообразность и сроки возврата инвестиций, в целом влияние ИТ-проектов на повышение управляемости банков, доходности бизнеса, внедрение новых услуг, повышение надежности и безопасности.

- Как быстро ситуация может улучшиться? Когда остальные сферы экономики смогут подтянуться в развитии ИТ к банкам?

- Увы, по данным Национального статистического комитета Беларусь уже почти 20 лет живет в условиях депопуляции. Какое-то время экономика страны не испытывала от этого серьезных негативных последствий. Однако в последние несколько лет ситуация изменилась к худшему, поскольку уменьшилась численность населения в трудоспособном возрасте. Причем прослеживается тенденция увеличения темпов данного уменьшения, которая сохранится достаточно длительное время. По прогнозам, не менее 15 лет. Сегодня даже руководители ИТ-подразделений банков столкнулись с серьезной проблемой нехватки специалистов. И если еще вчера мы связывали эту проблему с недостаточным уровнем зарплаты и миграцией работников между организациями и сферами деятельности, то сегодня, разрабатывая политику на завтра, мы должны понимать, что даже повышение материальной заинтересованности ИТ-специалистов не поможет решить проблему с укомплектованностью ИТ-подразделений. Количества ИТ-специалистов просто не будет хватать для все возрастающего числа задач. К тому же ситуацию уже сейчас усугубляет ориентация отечественных ИТ-компаний на зарубежные рынки.

В итоге, одним из принципов стратегии развития ИТ должно стать внедрение эффективных и трудосберегающих технологий. Хочу отметить, что в Национальном банке сейчас активно ведутся работы по организации проектов, обеспечивающих внедрение трудосберегающих технологий. В течение 2012 года проводился комплекс мероприятий оценки и тестирования возможностей виртуализации в рамках одной из самых ресурсоемких систем Национального банка – в автоматизированной системе межбанковских расчетов. Получив положительный результат, мы в настоящее время перешли к этапу технического переоснащения основного и резервного вычислительных центров. В 2013 году указанные работы мы планируем завершить и приступить к проекту создания удаленного резервно-вычислительного центра автоматизированной системы межбанковских расчетов и информационной системы Национального банка. В этом проекте мы полагаем выйти на более высокий уровень виртуализации и применить технологии облачных вычислений.

Владимир ЛЕБЕДЕВ