Павел Каллаур: «ИТ-платформы белорусских банков вполне адекватны потребностям рынка»

Tag: Интервью
Foto_Kallaur

Председатель правления ОАО «Банк БелВЭБ» Павел Каллаур – человек, к которому в ИТ-сообществе относятся с большим уважением, и к мнению которого прислушиваются. Мы попросили его рассказать о сегодняшнем дне Банка БелВЭБ, целях и задачах, стоящих перед ним, наиболее востребованных и перспективных банковских услугах, а также о том, как в развитии банка могут использоваться современные информационные технологии.

- Павел Владимирович, каким был 2012 год для банковского сектора Беларуси? В частности, как он прошел для Банка БелВЭБ, и каким ожидается 2013-й?

- Это был нормальный рабочий год. Что касается конкретно нашего банка, по итогам 2012 года мы увеличили размер совокупных активов более чем на 30%, при этом согласно основным прогнозным показателям банковской системы Республики Беларусь на 2012 год прирост активов банков должен был составить 14-18%.

Рыночная доля БелВЭБ в активах в 2012 году увеличилась до 5,3%, в результате чего он переместился с 6-го на 5-е место в рейтинге банков страны.

Собственный капитал банка вырос в 1,9 раза и по итогам 2012 года составил более 2,45 трлн рублей. По размеру собственного капитала на конец 2012 года Банк БелВЭБ занимает 3-е место в банковской системе страны.

Активная работа по кредитованию предприятий реального сектора экономики и населения позволила нам увеличить кредитный портфель более чем в 1,7 раза, в том числе кредитная задолженность населения выросла в 2 раза, малого и среднего бизнеса (МСБ) - в 2,9 раза, что подтверждает тот факт, что ОАО «Банк БелВЭБ» смогло за 2 года стать сильным игроком в части обслуживания МСБ.

Кроме того в 2012 году произошли качественные изменения в кредитовании. Расширен спектр кредитных продуктов, сокращены сроки рассмотрения заявок клиентов.

Относительная стабилизация экономики страны в 2012 году, а также тщательный подход к выбору клиентов банка при проведении активных операций позволили сохранить высокое качество кредитного портфеля. Это нашло свое отражение в поддержании доли проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, на минимальном, в текущей экономической ситуации, уровне. По состоянию на 01.01.2012 данный показатель составлял 3,4%, а на 01.01.2013 – около 3%.

Рост прибыли в 2012 году обеспечил рентабельность нормативного капитала на уровне 14,3%.

В 2013 году Банк планирует дальнейшее укрепление рыночных позиций в банковском секторе страны с присутствием в первой пятерке банков по объемным и качественным показателям при одновременном удержании не менее 5% доли рынка по активам. Как ожидается, годовая рентабельность капитала будет не менее 13,5%. Прирост активов в 2013 году составит не менее 24%; кредитной задолженности – не менее 25%. Средства клиентов прирастут не менее чем на 30%.

- Планы серьезные и их выполнение, наверное, невозможно без активного использования информационных технологий. Исходя из вашего опыта, в поддержке каких бизнес-процессов банка ИТ приносят наибольшую пользу? Какие здесь наблюдаются тенденции?

- Я глубоко убежден в том, что современный банк, если он хочет быть лидером на рынке и оказывать качественные услуги, не может не уделять развитию информационных технологий надлежащее внимание. Отставание в этой сфере, образно говоря, смерти подобно. Оно однозначно влечет за собой отсутствие необходимой динамики развития, потерю клиентов, и оборачивается, как минимум, довольно серьезным снижением рентабельности работы. А возможно, и вовсе ставит под угрозу само существование банка. Те банки, собственники которых понимают значимость информационных технологий, конечно, получают соответствующие конкурентные преимущества и устанавливают ИТ в качестве приоритета. С удовлетворением хочу отметить, что грандиозные и недешевые задумки в этой сфере Банка БелВЭБ были однозначно поддержаны нашим материнским банком. Так уж получилось, что все ИТ-решения, которыми мы занимаемся в 2012-2013 гг. – сложные, комплексные, и в финансовом отношении довольно затратные.

- Каковы должны быть сегодня затраты банка на ИТ для того, чтобы ему оставаться современным? Сколько в процентах?

- Наверное, привести точную цифру очень сложно. Все зависит от уровня развития бизнеса в конкретный период времени. При этом надо помнить, что у банков есть показатель, который ограничивает их административно-хозяйственные расходы, а расходы на программное обеспечение относятся именно к этой статье. Но в любом случае хочу отметить, что в бюджете каждого банка ежегодно должна предусматриваться довольно значительная сумма на ИТ. Мир не стоит на месте, он развивается. К сожалению, те ИТ-решения, которые были хороши еще пять лет назад, уже требуют соответствующей актуализации.

- Ряд белорусских банков входят в международные группы. Существуют ли какие-то требования в части унификации ИТ-решений в банках этих групп? Ведь тесное взаимодействие с зарубежными партнерами накладывает свой отпечаток на многие бизнес-процессы. В частности, насколько переносимы в белорусскую экономику российские бизнес-процессы?

- ОАО «Банк БелВЭБ» входит в группу Внешэкономбанка, который является государственной корпорацией. Соответственно, унифицироваться по каким-то программным продуктам нам крайне сложно, и здесь для нас предусмотрена определенная самостоятельность. В принципе, при принятии решений о внедрении мы только согласовываем, что именно будем внедрять, а также аргументируем, почему для работы банка нужны те или иныеi платформы. Что касается других белорусских банков, собственниками акций которых выступают в том числе представители зарубежья, то тут вырисовалась тенденция, которую в своем выступлении на форуме «БанкИТ» упомянул докладчик от БПС-Сбербанка. Унифицированные продукты будут широко использоваться. Они, конечно, нуждаются в соответствующей адаптации, так как в нашей стране есть определенная специфика бизнес-процессов, но это не является барьером. Программные продукты, разрабатываемые для российских банков, вполне переносимы на белорусские площадки.

- Как вы считаете, остались ли еще на рынке Беларуси незанятые ниши банковских услуг, которые можно было бы занять при помощи ИТ? Следует ли ожидать появления таких новых ниш, и в каких направлениях?

- Я бы не стал ожидать какого-то суперпрорыва или даже просто большого скачка. Мы находимся в том состоянии, когда существующие ИТ-платформы вполне адекватны потребностям рынка и возможностям, предоставляемым техническим прогрессом. С нынешним арсеналом ИТ-решений мы можем решать очень широкий круг задач. Я бы даже сказал, что сегодня банки не полностью используют потенциал современных фронт-офисных решений, CRM-систем, а также многих других. Конечно, постепенно бизнес-процессы «догоняют» информационные технологии, но не так быстро, как хотелось бы. Все-таки есть определенная инерция.

- В 2012 году Банк БелВЭБ значительное внимание уделил направлению розничного бизнеса…

- Был период времени, когда банк не совсем должное внимание уделял этому направлению, но теперь мы улучшаем ситуацию. В 2013 году планируем окончательно закрепиться в этом сегменте бизнеса. В прошлом году Банк БелВЭБ увеличил кредитную задолженность населения в 2 раза. Это произошло за счет предложения новых продуктов для рынка, совершенствования технологий обслуживания продаж, расширения территориального присутствия банка. Есть намерения развивать возможности наших систем для онлайн-заявок, для открытия безналичных металлических счетов, расширять функционал интернет-банкинга, активно использовать потенциал смартфонов и планшетов.

Актуальной для нашего банка является и задача улучшения бизнес-процессов. Мы очень благодарны нашим собственникам, которые при обсуждении бюджета банка выделили на решение этой задачи необходимые ресурсы. Вся программа развития ИТ-систем поддержана, и мы будем продолжать совершенствовать свою ИТ-инфраструктуру по всем направлениям: начиная от бухгалтерии и автоматизации учетных операций, до развития системы взаимоотношений с клиентами. В частности, наш банк в 2013 году будет внедрять BPM-систему – систему управления бизнес-процессами, которая, наряду с созданием современного хранилища данных, позволит нам лучше обслуживать наших клиентов. Это, можно сказать, философия деятельности правления нашего банка: только за счет эффективного управления внутренними процессами в банке, проведения эффективной работы по всем направлениям, можно создать новые конкурентные преимущества в части обслуживания.

- Какие актуальные проблемы видны в автоматизации банковской деятельности?

- К широкой модернизации, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов мы приступили для того, чтобы обеспечить надлежащую работу банка с точки зрения операционной эффективности. Ранее мы внедрили систему бюджетирования, осуществили переход на новую бухгалтерскую систему, АБС, и целый ряд других программных продуктов. Как я уже упоминал, скоро в нашем распоряжении будет BPM-система - платформа, которая позволит нам выстраивать фронт-офисные решения в том виде, в котором мы посчитаем нужным. Но неизменная проблема при всех этих внедрениях современных подходов и ИТ-систем состоит в сложности найти грамотных постановщиков задач. Это серьезнейшая проблема, поскольку такие люди должны быть высококлассными универсальными банковскими специалистами с широким кругозором и серьезной подготовкой в сфере ИТ. Как и все остальные на банковском рынке, мы сталкиваемся с острым дефицитом таких кадров. Очень надеемся, что со временем такого рода специалистов в банковской системе будет все больше и больше.

- Доросли ли уже руководители ИТ-подразделений белорусских банков до уровня, когда они могут не только технически обеспечивать деятельность банков, но и участвовать в разработке их бизнес-стратегий развития?

- Я высоко оцениваю квалификацию ИТ-директоров белорусских банков. И так как многих из них знаю лично, то это не абстрактная, а реальная оценка их профессиональных качеств. В то же время приходится констатировать, что в мире сейчас все настолько стремительно меняется, что им все сложнее и сложнее успевать за требованиями нынешнего дня. Думаю, Беларуси нужна новая генерация ИТ-профессионалов. И это я говорю не в обиду нынешним специалистам. У «аксакалов» есть свои преимущества, но молодежь стоит на новой, более высокой ступени развития. К слову, это справедливо по отношению ко всем руководителям, не только из сферы ИТ.

Владимир ЛЕБЕДЕВ