«Облако» в доме

Tag: Интервью

Проект «Мой дом» - один из немногих облачных сервисов, успешно реализованных в Беларуси. О его возможностях и особенностях реализации рассказывает директор ООО «Расвиком Сервис» Владимир Доманьков.

 

- Владимир Валентинович, как родилась идея проекта?

- Идея проекта родилась после анализа ситуации в области расчетов. Мы пришли к выводу, что мелкие поставщики услуг сталкиваются с серьезными проблемами, которые существенно влияют на эффективное осуществление процесса расчета услуг. Основные из них - использование устаревшего программного обеспечения, отсутствие оперативного сопровождения программных продуктов как в части устранения возникающих проблем, так и связанных с изменением нормативной базы и совершенствованием информационных технологий. По сути, такие поставщики услуг были лишены многих сервисных возможностей, которые в настоящее время им может предоставить наш центр обработки данных. Проект «Мой дом» позволяет  каждому нашему клиенту использовать современную высокопроизводительную автоматизированную систему по расчету начислений за оказанные услуги,  а также осуществить взаимодействие с системой «Расчет», автоматизированной информационной системой единого расчетного и информационного пространства (АИС ЕРИП), созданной Национальным банком Республики Беларусь для упрощения процесса осуществления платежей физическими лицами. Работая вместе с нашей компанией, у поставщика услуг снимаются все проблемы по взаимодействию с этой системой. Произведя расчеты начислений, он также автоматически передает их в систему «Расчет», а затем из нее получает информацию о произведенных платежах. Фактически, наш проект - это сочетание для клиентов минимизации трудовых затрат по подключению к системе «Расчет», современного средства начислений и постоянной технической поддержки.

- Насколько востребован ваш сервис?

- Мы видим хорошую динамику. Первое подключение мы осуществили 3 года назад, и по итогам 2011 года у нас было уже порядка 70 поставщиков. За 2012 год мы удвоили их количество. В этом году такая динамика сохраняется. Мы являемся официальными агрегаторами системы «Расчет». Наш проект позволил значительно облегчить работу в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

- Насколько высокий уровень развития ИТ-инфраструктуры должен быть у поставщиков услуг, чтобы подключиться к вашему проекту?

- У нас клиент-серверная архитектура, необходима только коммуникация к нашему центру, то есть канал связи и компьютер. Если у клиента есть высокоскоростной Интернет, то этого достаточно: настраивается удаленное соединение с нами, и бухгалтер уже может работать. Эта архитектура не предусматривает никаких ограничений по территориальному распределению клиентов, наши клиенты находятся в разных городах Беларуси. Обучение работе в системе происходит тоже дистанционно. Мы имеем возможность подключиться к рабочему столу поставщика услуг и в реальном режиме времени рассказать, показать, подсказать и т.д. Мы не берем на себя только расчетную составляющую, все расчеты клиенты осуществляют самостоятельно. Вначале бухгалтер формирует базу данных, вносит в нее жильцов своей организации, указывает для каждой квартиры услуги, расценки. Затем - входящее сальдо, показания по приборам учета воды, электроэнергии - и начинается расчет. Система обрабатывает эти данные и выставляет счета. Это первая часть нашего проекта.

- Первая часть касается поставщиков услуг, а вторая - непосредственно потребителей, верно?

- Абсолютно верно. Что касается второй части этого проекта, то мы сейчас активно предоставляем сервис жильцам. В прошлом году заработал сайт проекта «Мой дом», mdom.by. Каждый жилец, входящий в организацию, которую мы обслуживаем, может зарегистрироваться на сайте и открыть электронный кабинет. Это позволяет ему видеть извещения в электронном виде. Современному человеку бумажная форма, по сути, и не нужна, а ведь это – большие расходы на материалы, распечатку, доставку и т.д. Если бумажные извещения легко потерять, трудно хранить, то с электронными таких проблем нет. Потребитель может получить выписку по лицевому счету, посмотреть в электронном виде периоды начислений, оплат, вести показания по приборам учета.

- Соответственно, и те, кто представляет администрацию, могут формировать выписки, смотреть статистику по этим базам данных, не так ли?

- В нашем центре есть возможность получения различных учетных, аналитических форм, справок и т.п. При этом мы движемся в направлении того, чтобы наш проект предоставлял подробную информацию не только организациям, но и каждому жильцу.

Мы также движемся по пути создания «кабинета организации», в котором жильцы могли бы общаться со своей администрацией, хотим сделать некую социальную сеть. Особенно это востребовано для домов, где много лицевых счетов. Ведь собрать жильцов на общее собрание не всегда представляется возможным, а в виртуальном пространстве все упрощается. Планируется организовать проведение общего опроса жильцов организации в электронном виде через личный кабинет пользователя. Руководитель организации будет иметь возможность инициировать проведение опроса жильцов по любым возникающим вопросам и получать результаты голосования для анализа и принятия решения. В сотрудничестве с Национальной академией наук Беларуси ведутся работы по интеграции в личный кабинет электронного идентификатора жильца для проведения не только опросов, но и юридически значимых собраний жильцов. Данный сервис упрощает и облегчает процесс организации и проведения общего собрания, значительно экономит время руководителей и самих жильцов. Кабинет пользователя превратится в единую информационную площадку для общения как с руководством организации, так и непосредственно с другими жильцами, что позволит любому жильцу инициировать обсуждение возникающих вопросов, касающихся жизнедеятельности дома, принимать участие в проводимых электронных опросах и собраниях и голосовать, не выходя из квартиры.     

Мы переговорили со многими руководителями товариществ собственников, для них такая система очень актуальна. В ближайшее время мы это сделаем.

- У вас ведь есть и другая система на базе облачного сервиса, для таможенных органов?

- Это направление связано с тем, что с 17 июня 2012 г. введено обязательное предварительное информирование о товарах и транспортных средствах, которые пересекают со стороны ЕС границу нашего Таможенного союза. Встал вопрос о том, чтобы передавать эту информацию в таможенные органы, и мы с нашими польскими партнерами провели разработку такого программного обеспечения. Согласовали форматы передачи данных, и сейчас этот канал работает: он не монопольный, один из многих, потому что все идет через республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис», оно – координатор по приему этой информации и предоставлению в таможенные органы электронного предварительного уведомления.  

- В каких еще сферах уже сегодня могут быть реализованы сервисы, подобные вашему? Быть может, в торговле, где уровень ИT оставляет желать лучшего?

- В Беларуси уже реализуются системы, где каждая торговая сеть или отдельный магазин могут получить информацию о всех товарах поставщиков, подключенных к системе, к примеру TOPBY.BY. Но если детально рассмотреть наш проект, то можно увидеть и в нем дополнительные возможности для этой сферы. Ведь мы идентифицируем каждого жильца, и если это будет интересно магазину, торговой сети, то мы их информацию можем донести до конкретной квартиры, человека. Например, в доме открывается зоомагазин, а мы знаем, где какая собачка зарегистрирована и можем точечно передать эту информацию. Думаю, многим субъектам хозяйствования это будет интересно. Другой аспект: сейчас популярны дисконтные программы - мы можем обеспечить получение дисконтной карты любым жильцом и донести эту информацию в сети, которые заинтересованы. Например, жильцы, имеющие карточку «Мой дом», будут получать скидки у каких-то поставщиков услуг.

По существу, наш биллинговый центр - это «облако». Ничего не устанавливается на рабочем месте клиента, он использует ресурсы, которые где-то установлены. Сейчас мы думаем над тем, чтобы обеспечить качественный сервис еще и по ведению бухгалтерии. Видим заинтересованность в этом клиентов. Может быть, в сотрудничестве с другими компаниями мы сможем создать и такое «облако». Из опыта реализации проекта «Мой дом» видно, что у многих клиентов не хватает легальных версий программ, в том числе и по бухгалтерии. Установлены в основном «пиратские», которые не обслуживаются. Поэтому, если мы предоставим и биллинг, и, например, «1С: Бухгалтерию» в режиме онлайн, то это будет еще одним шагом к эффективному развитию нашего проекта.